Натуральная олифа своими руками: секреты состава и особенности процесса изготовления
Основное предназначение олифы в том, что на ее основе готовятся густотертые масляные и алкидные краски. Также олифа применяется для разведения таких красок, чтобы они пришли в состояние рабочей вязкости. Иногда олифа применяется, чтобы пропитать и прогрунтовать деревянные поверхности, которые впоследствии будут окрашены.
Натуральная олифа готовится не так уж и долго; обычно для этого применяется термообработка или уплотнение. При этом высыхающие масла имеют температуру в 280 градусов. При термообработке может использоваться продувной воздух, но она может обходиться и без него.
В высыхающие масла добавляются сиккаты. Широко используются при изготовлении олифы такие виды масел, как конопляное, льняное или другие рафинированные масла, которые хорошо сохнут. В роли сиккатов чаще всего выступают марганцово-кобальтовые или свинцово-марганцовые линолеаты, иногда – нафтенаты.
Полимеризация масел происходит в стационарных реакторах из стали, оснащенных специальной арматурой, через которую вводятся жидкие сиккативы. Окисленная олифа получается в результате уплотнения конопляного, льняного или иного хорошо сохнущего масла. Его нагревают с продуванием воздухом, и на этом этапе тоже присутствуют сиккативы.
Как приготовить олифу (рецепт)
На двадцать долей льняного масла взять одну часть окиси свинца или глета и столько же свинцового сахара, который представляет собой уксуснокислую окись свинца. Последний элемент нужно растворить в воде.
Если вода имеет комнатную температуру, то воды потребуется две части, если же она будет горячей, то количество воды нужно сократить. Когда свинцовый сахар будет растворен, в эту смесь добавляют глет и тщательно взбалтывают. Та часть глета, которая осталась, должна быть растворена в льняном масле.
Затем в этот раствор добавляется свинцовый сахар, и эта масса размешивается в течение двух часов. Затем масса должна отстояться. После этого на ее поверхность должно выплыть масло, а снизу будет находиться вода, где растворены свинцовые соли. Масло необходимо слить, а воду профильтровать через тканое полотно.
В результате получится прозрачная или светлая олифа. Она будет более жидкой, чем та, которая получается при варении. В такой олифе всегда имеется свинцовые соли. Они не желательны для включения в состав масляных лаков или красок светлых тонов, поскольку свинец неизбежно со временем будет темнеть в результате соединения с сероводородом.
Поэтому иногда намеренно свинец удаляют из состава олифы. Для этого берут раствор серной кислоты (25%-й) и заливают его в олифу. Смесь помешивают на протяжении часа. Можно будет заметить, что олифа помутнела и приняла оттенок молока. Однако спустя какое-то время она снова станет прозрачной, а соли свинца окажутся на дне.
Смотрите также
Тренды дизайна - тенденции кухонь